Tuesday, 15 October 2019 г. 13:45

Предпринимательство

Соглашение Между акиматом Курчумского района, Территориальным объединением профсоюзов «профсоюзный центр восточно-казахстанской области», Курчумский районный филиалом палаты предпринимателей Восточно-казахстанской области на 2015-2017 годы *.doc 93 Kb

Справочные материалы по вопросам организации собственного дела с контактами

О программе Дорожная карта бизнеса – 2020

Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее – Программа) разработана для реализации послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. Программа является одним из механизмов реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы.
Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
Программа будет осуществляться в два этапа:
• 1-й этап – с 2010 по 2014 год.
При этом 2010 год является пилотным, в котором решение задач Программы будет реализовано по трем направлениям: поддержка новых проектов, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка экспортеров. В 2011–2014 гг. решение задач будет реализовано по двум направлениям: поддержка новых проектов и поддержка экспортеров.
• 2-й этап – с 2015 по 2020 год по двум направлениям: поддержка новых проектов и поддержка экспортеров.
Приоритетными секторами экономики для потенциальных участников Программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» являются: 
1. агропромышленный комплекс;
2. технические услуги в области горнодобывающей промышленности*; 
3. легкая промышленность и производство мебели; 
4. производство строительных материалов и прочей неметаллической минеральной продукции; 
5. металлургия, металлообработка, машиностроение;
6. другие сектора промышленности (в т.ч. производство прочих готовых изделий; электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование; сбор, обработка и распределение воды; канализационная система; сбор, обработка и удаление отходов, утилизация отходов; рекультивация и прочие услуги в области удаления отходов) 
7. транспорт и складирование; 
8. туризм;
9. информация и связь;

10. профессиональная, научная и техническая деятельность;
11. образование;
12. здравоохранение и социальные услуги; 
13. искусство, развлечение и отдых;
14. предоставление прочих видов услуг (ремонт компьютеров, предметов личного потребления и бытовых товаров).
* К данным техническим услугам относится специализированная помощь, сопутствующая горнодобывающей промышленности, предоставляемая за вознаграждение или на договорной основе. Они включают: 
- поисково-разведочные работы с использованием традиционных методов разведки, такие как добыча образцов руды и проведение геологических исследований, 
- разработку скважин и бурение, пробное бурение или повторное бурение нефтяных скважин,
- добычу металлических и неметаллических минералов, 
- прочие услуги по бурению нефтяных и газовых скважин и построение их основания, цементирование нефтегазовых скважин, извлечение породы, выкачивание воды из скважин и их свабирование, дренаж и откачивание воды насосами, услуги по удалению вскрыши и т.д. 
К данным техническим услугам не относятся:
- деятельность операторов в местах добычи нефти и газа, 
- специализированный ремонт горнодобывающей техники, 
- сжижение и регазификация природного газа в целях транспортировки, осуществляемые вне мест разработки,
- геофизические, геологические и сейсмические исследования, 
- управление рудником или местами подземных разработок на контрактной основе, 
- специализированный ремонт горнодобывающей техники, 
- геофизические исследования на контрактной основе. 
Более подробная информация представлена в разделе 9 Общего классификатора видов экономической деятельности (ГК РК 03-2007).
Реализация Программы осуществляется по трем направлениям: 
1. Поддержка новых бизнес-инициатив.
2. Оздоровление предпринимательского сектора.
3. Поддержка экспорто-ориентированных производств.
Государственная поддержка в рамках первого направления реализации Программы заключается:

  • в субсидировании части процентной ставки по кредитам Банков для реализации проектов;
  • в частичном гарантировании по кредитам Банков, направленным на реализацию проектов;
  • в развитии производственной (индустриальной) инфраструктуры;
  • в сервисной поддержке ведения бизнеса; 
  • в подготовке кадров, молодежной практике и организации социальных рабочих мест (компонент вводится с 2011 года). 
    В рамках второго направления – оздоровления предпринимательского сектора – может оказываться следующая поддержка: 
    1) субсидирование Должнику части процентной ставки по уже имеющимся кредитам Банков (на момент одобрения) и на новую задолженность в рамках одной кредитной линии, которая возникает после одобрения проекта;

2) рассмотрение вопроса о предоставлении Должнику отсрочки по погашению налоговой задолженности в бюджет (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты) без начисления пени;
3) другие мероприятия по оздоровлению предприятий в рамках Плана финансово-экономического оздоровления, в том числе по задолженности перед внутренними кредиторами по облигациям, размещенным на Казахстанской фондовой бирже. 
Третье направление реализации Программы направлено на поддержку предпринимателей, экспортирующих продукцию на внешние рынки. 
Государственная поддержка будет оказываться через субсидирование части процентной ставки по уже имеющимся кредитам Банков.
1. Первое направление:
Поддержка новых бизнес-инициатив – это комплекс мер предусматривающих льготную помощь предпринимателям, реализующим или планирующим реализовать новые проекты, а также поддержка проектов, направленных на модернизацию и расширение производства в приоритетных секторах экономики. Если предприниматель соответствует этим определениям, то он может рассчитывать на следующие виды помощи: 
• Субсидирование части процентной ставки по кредитам*; 
• Частичное гарантирование по кредитам*; 
• Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры; 
• Сервисная поддержка ведения бизнеса; 
• Подготовка кадров, молодежная практика и организация социальных рабочих мест (с 2011 года). 
*Субсидирование части процентной ставки по кредитам осуществляется по всем трем направлениям Программы. 
*Частичное гарантирование по кредитам осуществляется только по первому направлению – поддержка новых бизнес-инициатив, т.е. при получении новых кредитов.
Субсидии в рамках «Дорожной карты» – это часть вознаграждения по кредитам, которая передается из бюджета на безвозмездной основе. Субсидирование будет осуществляться по новым кредитам Банков, выданным для реализации новых инвестиционных проектов, а также по действующим проектам, направленным на модернизацию и расширение производства в приоритетных секторах экономики. 
К новым кредитам относятся также кредиты, выданные Банками с 1 января 2010 года для реализации новых инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства в приоритетных секторах экономики.
Срок субсидирования по новым проектам составляет от 1 (одного) до 3 (трех) лет, с возможностью дальнейшей пролонгации до 10 (десяти) лет.
Сумма субсидируемого кредита не может превышать 3 млрд. тенге в рамках одного проекта. При этом сумма кредита рассчитывается без учета задолженности по кредитам аффилиированных с ним лиц/компаний. В случае если общая сумма кредита /остатка основного долга по кредиту выданному на отдельный Проект Предпринимателя превышает 3 млрд.тенге, Предприниматель вправе получить государственную поддержку в форме субсидирования в пределах 3 млрд. тенге по одному Проекту.
В 2010 году субсидируются кредиты с номинальной ставкой не более 12% годовых, из которых не более 7% оплачивает Предприниматель, а 5% компенсирует государство. В случаях если номинальная ставка вознаграждения по кредиту ниже, чем 12% годовых, то 5% компенсирует государство, а разницу оплачивает Предприниматель. 
Получить субсидию для действующих кредитов, выданных с 1 января 2010 года по ставке выше 12% годовых, возможно, если Предприниматель договаривается с Банком о снижении номинальной ставки вознаграждения до 12% годовых.
Банк не взимает какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей: 
• связанных с изменениями условий кредитования, инициируемыми Предпринимателем; 
• взимаемых по причине нарушения Предпринимателем обязательств по кредиту.
Предприниматель должен обеспечить участие в реализации проекта собственных (денежных) средств на уровне не ниже 15% от общей стоимости реализации проекта или 25% имуществом от общей стоимости проекта.
Механизм предоставления субсидий состоит из следующих этапов: 
1. Предприниматель обращается в Банк с заявкой на предоставление нового кредита или по действующим кредитам с заявлением о намерении получения субсидий и просьбой о понижении ставки вознаграждения по кредиту в случае одобрения субсидирования; 
2. При положительном решении Банка о предоставлении кредита/понижении ставки вознаграждения по кредиту Предприниматель обращается в местный исполнительный орган (МИО) на местном уровне, т.е. к Координатору (Управление предпринимательства и промышленности при Акиматах); 
3. МИО в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения всех документов и информации выносит проекты на рассмотрение Регионального координационного совета (РКС); 
4. РКС принимает решение о возможности (невозможности) субсидирования, которое оформляется протоколом в течение 2 (двух) рабочих дней с даты проведения заседания РКС, при этом в протоколе должна быть обязательно указана причина отклонения отдельных Предпринимателей от участия в Программе; 
5. МИО в течение 2 (двух) рабочих дней после оформления протокола РКС направляет перечень одобренных проектов: 
- в Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан – МЭРТ (для проверки на соответствие одобренных проектов критериям Программы); 
- в Банки и Фонду «Даму» (для проведения подготовительных мероприятий по заключению Договора субсидирования с Предпринимателем); 
6. МЭРТ после получения протокола РКС и пакета документов по (одобренным/отклоненным) Предпринимателям утверждает либо отклоняет отдельные проекты и доводит принятое решение до МИО; 
7. МИО на местном уровне, после получения от МЭРТ письма об утверждении проекта Предпринимателя, в течение 5 (пяти) рабочих дней информирует всех Предпринимателей, о принятом решении; 
8. После получения Банком от МЭРТ письма об утверждении проекта Предпринимателя, между Фондом «Даму», Банком и Предпринимателем заключается трехсторонний Договор субсидирования; 
9. МИО с момента получения письма от МЭРТ о согласовании осуществляет перечисление Фонду «Даму» средств, в размере 30 % от суммы, выделенной на реализацию Программы в 2010 году. Последующие платежи будут осуществляться в соответствии с согласованным графиком платежей. 
10. Банк открывает Фонду «Даму» новый текущий счет для перечисления сумм субсидий по заключенным Договорам субсидирования. Банк осуществляет списание с нового текущего счета Фонда «Даму» сумм субсидий. 
11. Перечисление средств, предусмотренных для субсидирования, осуществляется Фондом «Даму» на новый текущий счет в Банке ежеквартально авансовыми платежами в срок до 1-го числа месяца предшествующего квартала. 
12. Предприниматель производит выплату вознаграждения Банку в части не субсидируемой ставки вознаграждения согласно графику погашения в соответствии с Договором банковского займа. 
13. По факту проведения Предпринимателем полной выплаты не субсидируемой части ставки вознаграждения Банк осуществляет списание денег с нового текущего счета Фонда «Даму» в счет погашения субсидируемой части ставки вознаграждения по кредиту Предпринимателя. 
14. В случае несвоевременного погашения Предпринимателем платежа по кредиту, в том числе по погашению не субсидируемой части ставки вознаграждения, Банк не производит списание средств с нового текущего счета Фонда «Даму» для погашения субсидируемой части ставки вознаграждения до погашения задолженности Предпринимателем, и уведомляет об этом Фонд «Даму» (в случае не принятия решения Фондом «Даму» решения о приостановлении субсидирования).
Финансовый агент вправе приостановить субсидирование Предпринимателя при установлении следующих фактов: 
• нецелевого использования кредита, по которому осуществляется субсидирование; 
• неисполнение Предпринимателем в течение 3 (трёх) месяцев подряд обязательств по оплате платежей перед Банком согласно графику платежей в соответствии с Договором банковского займа. 
Субсидирование может прекратиться в случае полного досрочного погашения кредита Предпринимателем по Договору банковского займа перед Банком, а также по решению РКС, которое согласовывается с МЭРТ на основании ходатайств (уведомлений) Фонда «Даму» и/или МИО. 
Гарантирование является частичным и размер гарантии не может быть выше 50% от суммы кредита, т.е. не более 1,5 млрд тенге на одного Заявителя. Предоставление гарантии Фонда осуществляется путем заключения трехстороннего Договора гарантии между Фондом, Банком и Заявителем по обеспечению исполнения обязательств Заявителя по кредитному договору. К основным условиям частичного гарантирования по кредитам Банков в рамках первого направления Программы «Поддержка новых бизнес-инициатив» относятся: 
1. Сегмент новые кредиты для реализации инвестиционных проектов и по проектам, направленным на модернизацию и расширение производства; 
2. Сумма гарантируемого кредита – не может превышать 3 млрд. тенге по каждому отдельному Проекту Предпринимателя. При этом сумма кредита рассчитывается отдельно на каждый проект Предпринимателя без учета задолженности по кредиту аффилиированных с ним лиц/компаний. В случае если общая сумма кредита выданного на отдельный Проект Предпринимателя превышает 3 млрд.тенге, Предприниматель вправе получить государственную поддержку в форме Гарантирования в пределах 3 млрд. тенге по одному Проекту. 
3. Срок гарантирования не может превышать 10 лет; 
4. Участие собственными средствами – Предприниматель должен обеспечить участие собственными средствами на уровне не ниже 15% денежными средствами или 25% имуществом от общей стоимости проекта. 
5. Размер гарантии не может быть выше 50% от суммы кредита.
Гарантию по кредитам не смогут получить Предприятия получающие кредиты: 
На Проекты предусматривающие выпуск подакцизных товаров; по которым прямым кредитором являются Государственные институты развития; кредиты Предпринимателей, занятых в металлургической промышленности, осуществляющих переработку минерального сырья и включенных в Перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года № 1344; выдаваемые финансовыми организациями на переработку сельскохозяйственной продукции, по которым осуществляется субсидирование.
Для участия в Программе Предприниматель должен осуществлять свою деятельность в одном из секторов экономики, определенном в Программе. При рассмотрении проектов Региональным координационным советом предпочтения будут отдаваться проектам, являющимся наиболее важными для региона в соответствии с приоритетными для каждого региона секторами экономики и местными программами развития.
Гарантирование может осуществляется только по новым кредитам. Целевое назначение кредита – приобретение и/или модернизация основных средств, при этом 20% от суммы кредита могут быть направлены на пополнение оборотных средств.
2. Финансовое оздоровление является вторым направлением «Дорожной карты бизнеса 2020», согласно которому будут проводиться мероприятия по субсидированию части ставки вознаграждения по действующему кредиту со ставкой вознаграждения не более 12% годовых, из которых субсидироваться государством будет 5% от этой ставки, остальное будет оплачивать Предприниматель -должник. Эти расходы ежеквартально будут перечисляться Фондом «Даму» напрямую Банку за счет государственных средств. Кроме того, Предприниматель – должник может подать заявку на отсрочку по погашению налоговой задолженности (кроме индивидуального подоходного налога удерживаемого у источника выплаты без начисления пени). Также он может в рамках плана финансово-экономического оздоровления получить поддержку по другим мероприятиям, включенным в план, в том числе по задолженности перед внутренними кредиторами по облигациям на Казахстанской фондовой бирже. 
В рамках второго направления Предприниматели-должники могут участвовать в следующих программах: 
• Субсидирование части процентной ставки по имеющейся и новой задолженности в рамках одной кредитной линии, которая возникает после одобрения проекта; 
• Предоставление отсрочки по выплате налогов (кроме индивидуального подоходного налога удерживаемого у источника выплаты без начисления пени) сроком до 3 лет без начисления пени; 
• Другие мероприятия в рамках Плана финансово-экономического оздоровления.
Участниками Программы могут быть: 
• Предприниматели-должники, получающие государственную финансовую поддержку через банки второго уровня в рамках Стабилизационных и антикризисных программ; 
• Предприниматели-должники, работающие в приоритетных секторах экономики (в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности (далее – ОКЭД). 
Участниками Программы не могут быть предприятия металлургической промышленности, осуществляющие переработку минерального сырья, а также предприятия, которые не соглашаются раскрыть полную информацию по финансово-экономическому состоянию и кредитам, а также предприниматели, не согласовавшие план финансово-экономического оздоровления со своим кредитором. Основное условие второго направления заключается в том, что Предприниматель-должник должен найти общий язык с банком или с несколькими банками, в которых он взял кредиты. Создается комитет кредиторов на базе Ассоциации финансистов Казахстана, куда он предоставляет всю информацию об имеющейся задолженности и план финансово-экономического оздоровления. После согласования плана с кредиторами, документы Предпринимателя-должника направляются Фонду «Даму», который на их основе вырабатывает рекомендации, предоставляемые в МЭРТ, которое направляет их в Государственную комиссию по вопросам модернизации экономики, осуществляющее отбор проектов Предпринимателей-должников входящих в Дорожную карту бизнеса 2020 по второму направлению. Окончательное решение о предоставлении государственных мер поддержки принимает Государственная комиссия по вопросам модернизации экономики.
На сегодняшний день банки собирают заявки Предпринимателей-должников, которые соответствуют условиям Программы по второму направлению (финансовое оздоровление). Количество заявок поданных на финансовое оздоровление возможно будет определить только по итогам 2010 года. Во второе направление Программы могут войти только те Предприниматели-должники, которые реализовывают свои проекты в агропромышленном комплексе, в легкой промышленности и производстве мебели, в производстве строительных материалов и прочей неметаллической продукции, в химической и фармацевтической промышленности, пищевой, в производстве машин и оборудования. Кроме этого предприятия, оказывающие услуги в других секторах промышленности: электроснабжение; сбор, обработка и распределение воды; занятые в сфере транспорта, туризма, информации и связи. Будут поддерживаться предприниматели профессионально занимающиеся научно-технической деятельностью в сфере образования, здравоохранения и социальных услуг.
Так как по второму направлению кандидат обращается в Комитет кредиторов за субсидией и проходит этапы согласования с комитетом кредиторов, подачи Фонду «Даму» документов в МЭРТ и рассмотрение возможности предоставления субсидирования Государственной комиссией, это займет ориентировочно около 2-х месяцев. Но при этом в момент подачи заявки в Комитет кредиторов фиксируется сумма кредиторской задолженности и субсидии будут рассчитываться с момента подачи согласованной с Банком заявки кандидата в Комитет кредиторов.
Какие проекты субсидируются в приоритетном порядке в рамках финансового оздоровления, и может ли рассчитывать на помощь предприниматель с большим сроком просрочки по кредитам. 
Субсидирование осуществляется только по уже имеющимся кредитам Банков (на момент одобрения) и на новую задолженность в рамках действующей кредитной линии, которая возникнет после одобрения Проекта реализуемого в приоритетных секторах экономики в соответствии с ОКЭД предусмотренным в Программе. Заявку можно подать в рамках финансового оздоровления только в 2010 году. 
Субсидированию не подлежат кредиты: 
• выданные на Проекты, предусматривающие выпуск подакцизных товаров; 
• по которым прямым кредитором являются Государственные институты развития; 
• выдаваемые финансовыми институтами на переработку сельскохо-зяйственной продукции, по которым осуществляется субсидирование. 
Субсидированию не подлежат предприниматели-должники: 
• металлургической промышленности, осуществляющие переработку минерального сырья и включенные в Перечень крупных налогоплательщиков; 
• не согласившиеся раскрыть полную информацию по финансово-экономическому состоянию, кредитам и иной задолженности; 
• не согласовавшие План оздоровления с Комитетом кредиторов. 
Субсидированию могут подлежать любые действующие займы, классифицированные в соответствии с Правилами классификации активов, условных обязательств и создания провизий (резервов): 
• стандартные; 
• сомнительные 1 категории; 
• сомнительные 2 категории; 
• сомнительные 3 категории; 
• сомнительные 4 категории; 
• сомнительные 5 категории; 
• безнадежные.
Сумма субсидируемого кредита не может превышать 3 млрд. тенге по каждому отдельному Проекту Предпринимателя-должника. При этом сумма кредита рассчитывается отдельно на каждый проект Предпринимателя-должника без учета задолженности по кредиту аффилиированных с ним лиц/компаний. В случае если общая сумма кредита превышает 3 млрд.тенге, решение по участию Предприятия-должника во втором направлении принимается Государственной комиссией.
Субсидированию подлежат только кредиты с номинальной ставкой вознаграждения по кредиту не более 12%, из которых: 
• не более 7% платит Предприниматель-должник; 
• а 5% – компенсируется государством. 
При этом Банк не взимает какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей: 
• связанных с изменениями условий кредитования, инициируемыми Предпринимателем-должником; 
• взимаемых по причине нарушения Предпринимателем-должником обязательств по кредиту.
Куда необходимо обращаться предпринимателям за получением субсидий в рамках финансового оздоровления. 
Предприниматель-должник обращается в Банк, в котором имеется наибольшая задолженность (если у Предпринимателя-должника имеется одинаковая задолженность в нескольких Банках-кредиторах, он обращается в один из них по собственному выбору), с заявлением на оздоровление, к которому прилагает: 
• заявление на отсрочку по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет (в случае наличия таковых), кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, без начисления пени; 
• План оздоровления на три года, который должен содержать план основных направлений развития и преобразования (в том числе предполагаемые организационные и структурные изменения, способы и методы увеличения выручки, сокращение издержек организации, предполагаемые сроки осуществления предлагаемых изменений/реструктуризации и пр.), предполагаемую производственную программу (при ее наличии), финансовый план (потребность в инвестициях и формировании источников финансирования и пр.) и т.д.
Срок субсидирования не может превышать 3-х лет.
Государственная комиссия принимает окончательное решение о прекращении и возобновлении субсидирования только на основании ходатайства МЭРТ, сформированного на основании уведомления Фонда «Даму» и АФК. 
Субсидирование может приостановиться в установлений следующих случаев: 
• не исполнение Предпринимателем-должником в течение 3 (трёх) месяцев подряд обязательств по оплате платежей перед Банком согласно графику платежей к договору банковского займа; 
• не исполнения Плана оздоровления, по данным, предоставленным АФК/Банком-кредитором, либо установленным Фондом «Даму».
3. Направление «Поддержка экспорториентированных производств»:
Предприниматели могут участвовать в Программе субсидирования части процентной ставки по имеющимся кредитам. 
В 2010 году субсидирование может осуществляться только по кредитам со ставкой вознаграждения не более 12%, из которых не более 4% оплачивает Предприниматель -экспортер, 8% компенсирует государство. 
При этом Банк не взимает какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей: 
• связанных с изменениями условий кредитования, инициируемых Предпринимателем – экспортером; 
• взимаемых по причине нарушения Предпринимателем-экспортером обязательств по кредиту. 
В случаях если номинальная ставка вознаграждения по кредиту ниже, чем 12%, то 8% компенсирует государство, а разницу оплачивает Экспортер.
Предприниматель должен экспортировать более 10% производимой продукции. Эти данные будут проверяться на основе ежеквартальной отчетности, которую Предприниматель – участник программы будет предоставлять Фонду «Даму», а Фонд «Даму» в свою очередь в налоговые органы для получения подтверждения представленных данных.
Сумма субсидируемого кредита не может превышать 3 млрд. тенге по каждому отдельному Проекту Предпринимателя-экспортера. При этом сумма кредита рассчитывается отдельно на каждый проект Предпринимателя-экспортера без учета задолженности по кредиту аффилиированных с ним лиц/компаний. В случае если общая сумма кредита /остатка основного долга по кредиту выданному на отдельный Проект Предпринимателя-экспортера превышает 3 млрд.тенге, Предприниматель-экспортер вправе получить государственную поддержку в форме субсидирования в пределах 3 млрд. тенге по одному Проекту.
Срок субсидирования составляет от 1 (одного) до 3 (трех) лет с возможностью дальнейшей пролонгации до 10 (десяти) лет.
Поддержка будет оказываться через субсидирование части процентной ставки по уже имеющимся кредитам Банков.
Экспортер обращается в Банк с заявлением, в котором уведомляет Банк о намерении получения субсидий, и просьбой о понижении ставки вознаграждения по кредиту в случае одобрения субсидирования. 
Банк рассматривает вопрос о понижении/не понижении номинальной ставки вознаграждения до 12% в случае получения Предпринимателем субсидирования. Принятое решение Банк отражает в письме – ответе Предпринимателю-экспортеру. 
Экспортер после получения письма с принятым положительным решением Банка обращается к Координатору Программы на местном уровне с заявлением, к которому прилагает следующие документы:
Окончательное решение о прекращении и возобновлении субсидирования, принимается только МЭРТ на основании ходатайств (уведомлений) Фонда «Даму» и/или МИО.
Фонд «Даму» вправе приостановить субсидирование Предпринимателя-экспортера в случае неисполнения Предпринимателем – экспортером в течение 3 (трёх) месяцев подряд обязательств по оплате платежей перед Банком.
Фонд «Даму» выполняет функцию Финансового агента Программы «Дорожная карта бизнеса – 2020», а именно: 
• осуществляет перечисление средств Банкам по программе субсидирования; 
• выступает гарантом по кредитам участников программы перед Банками; 
• осуществляет мониторинг Банков и Проектов.
В рамках программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» из запланированных в программе на 2010 год 30 млрд тенге средства будут распределяться по трем направлениям: 
• для поддержки новых бизнес-инициатив выделяется 12 млрд тенге, 
• на оздоровление предпринимательского сектора в этом году запланировано 16 млрд тенге,
• на поддержку экспорто-ориентированных производств в 2010 году будет выделено 2 млрд тенге.
Все предприятия, соответствующие требованиям Программы, могут получить одновременно все виды поддержки. По условиям Программы ограничений для получения всех видов поддержки нет. Допустим, у действующего предприятия несырьевого сектора, к примеру пищевой или химической промышленности, есть новый проект для воплощения. Свою идею они выносят на Региональный координационный совет, получают там поддержку в виде предоставления гарантии, затем оформляют новый кредит в банке и приступают к работе. У этого же предприятия, скажем, в другом регионе, может быть другое существующее производство, по проекту которого полученный кредит тоже возможно будет субсидировать по уже имеющейся задолженности.
Большинство корпоративных клиентов, которые задолжали банкам и пойдут по «оздоровлению предпринимательского сектора», имеют выпущенные облигации. По этим облигационным займам они находятся в процессе реструктуризации, в основном пролонгации погашения. В «Дорожной карте бизнеса – 2020» четко сказано, что при Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики создается специальная группа, которая будет рассматривать крупных корпоративных клиентов. 
Это весьма выгодно для держателей облигаций. Когда в Ассоциации финансистов Казахстана соберется Комитет кредиторов, будет ясно, сколько и кому должен Предприниматель – должник. Все кредиторы Предприятия-должника поймут, что начинается процесс оздоровления, а эмитента не собираются объявлять банкротом. Это будет сигналом для многих инвесторов, чтобы сесть за стол переговоров и рассмотреть условия реструктуризации. 
Рассмотрение заявки не будет затягиваться, в течение двух месяцев Предприниматель-должник получит необходимое решение.
Субсидии в рамках «Дорожной карты бизнеса – 2020» – это часть вознаграждения по кредитам, которая передается из бюджета на безвозмездной основе. Но основной долг возвращается заемщиком самостоятельно, так что все риски невозврата остаются на Банке. В этой ситуации естественно первоначальное согласие Банка, которое выражает его желание спасти своих заемщиков и вовлечь их в программу поддержки. 
Если проект доработан, имеет хорошую залоговую базу и перспективную основу, Банки обязательно будут его финансировать. 
В рамках «Дорожной карты бизнеса» для поддержки новых бизнес-инициатив, в том числе и стартового бизнеса, предусмотрен ряд инструментов как финансовых, так и нефинансовых. Во-первых, государство готово субсидировать часть расходов по выплате вознаграждения, а именно 5% годовой ставки вознаграждения, которая не должна превышать 12% годовых, в случае если предприниматель использует для запуска проекта заемные средства в Банке. Во-вторых, если начинающий предприниматель не имеет достаточного залогового обеспечения для получения кредита, государство готово бесплатно выступить гарантом перед кредитором на сумму до 50% от суммы займа. В-третьих, государство через местные исполнительные органы будет финансировать 50% стоимости проекта по подведению недостающей инфраструктуры (дороги, коммуникации) для проектов. Бизнесу также будет оказана сервисная поддержка, такая как консалтинговые услуги, юридическое и бухгалтерское обслуживание и т.д. При этом стоит упомянуть, что задачей Программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» является в первую очередь поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в не сырьевых секторах экономики в соответствии с ГПФИИР.

 

 

24-12-2015